Эмоциональная компетентность включает в себя умение точно распознавать, оценивать и выражать эмоции; умение достигать и/или порождать чувства, когда это может помочь процессу мышления; умение понимать эмоции и эмоциональное знание; а также умение управлять эмоциями для достижения эмоционального и интеллектуального роста. Последние исследования в области психологии лидерства подтверждают, что эмоциональная компетентность - фактор намного более важный для достижения успешных результатов при работе с людьми, чем технические знания и умения. Если руководитель не задумывается об эмоциональной компетентности, результаты его работы могут стать плачевными как для его карьерного роста, так и для его личной жизни.
Эмоциональная компетентность проявляется в следующем поведении:
Высокая эмоциональная компетентность:
отходчивость;
слушание;
эмпатия;
смелость;
гибкость;
вовлеченность.
Низкая эмоциональная компетентность:
обвинение;
непрощение;
защита;
скованность;
осуждение;
отрешенность.
Эмоциональная компетентность базируется на эмоциональном интеллекте.
Сейчас наступил век реванша чувства над интеллектом. Если ранее мерилом способностей человека к успехам в той или иной профессиональной деятельности служил интеллектуальный коэффициент (IQ), то в настоящее время он уступает место эмоциональному коэффициенту (EQ).
Многочисленные исследования показывают, что лучшими сотрудниками являются не те, у кого самый высокий IQ или диплом самого престижного университета. Преуспевают те, кто имеет более высокие показатели EQ.
Эмоциональный интеллект (EQ) — способность человека управлять самим собой и другими людьми. Самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивация, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Общий интеллект (IQ) - система познавательных способностей: ощущения, восприятие, память, мышление и др., все умственные умения и знания.
Для руководителя обладать развитым эмоциональным мышлением, быть эмоционально мыслящим, значит, думать над эмоциями, анализировать, осознавать их и, таким образом, управлять ими. Этот процесс называется интеллектуализация эмоций. Когда эмоционально компетентный руководитель сталкивается с эмоциональной проблемой, он переводит ее в интеллектуальную задачу и решает именно как задачу. Эмоциональная проблема мешает, досаждает, а интеллектуальная задача подлежит решению.
Доказана важность эмоционального интеллекта для руководителей.
Пик IQ наблюдается в 17 лет, с возрастом не изменяется, а в старости падает, а вот EQ повышается с возрастом, пик 40 - 49 лет и замирает.
«Мы строим свой эмоциональный интеллект всю жизнь — иногда он называется зрелостью».
Компоненты эмоционального интеллекта:
понимание себя;
способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей;
саморегуляция (контроль импульсивности);
способность контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы;
само-мотивация;
эмпатия;
способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций;
социальная умелость;
умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому.